Оглавление

ВОЙНА В НЕБЕ ЛИВИИ

Михаил Никольский

Libia11001.jpg

Начало событий. Действия ВВС Ливии

Первые протесты против правительства Ливии начались 12 февраля или около того. Через два дня первая крупная демонстрация прошла в Бенгази. Службы безопасности отреагировали на демонстрацию довольно жестко — имелись убитые, раненые, арестованные. О событиях в Бенгази, благодаря интернету, на следующей день знала вся Ливия. Все говорило за развитие событий по известному (по Египту) сценарию. Но в Ливии этот сценарий не сработал — полковник Каддафи проявил неожиданную для многих твердость и решительность. В данной статье речь не о политике. Никаких политических оценок той или иной стороне автор выносить не собирается. Однако отметить нестандартность событий в Ливии с политической (и с военной тоже) стороны все же необходимо.

ВВС Ливии для противодействия акциям народного гнева использовались с 14 февраля. Едва ли не первой операцией ливийских ВВС в новых условиях стал перегон всех пригодных к полетам самолетов и вертолетов с авиабаз, расположенных в восточной части Ливии, на аэродромы, прочно контролируемые правительственными войсками.

Транспортные самолеты ВВС Ливии и авиалайнеры кампании «Ливиан Эйрлайнз» доставили дополнительные подразделения ливийской армии в районы Бенгази и Эль-Байда.

Утром 17 февраля подразделения армии и полиции открыли огонь по демонстрантам в Бенгази, Дарнахе и Эль-Байяде. В Бенгази для разгона демонстрации использовали два боевых вертолета Ми-24. В городе развернулись самые настоящие бои. На сторону демонстрантов перешло несколько расквартированных в Бенгази подразделений ливийской армии. Аналогичным образом разворачивались события в Эль-Байяде. Восстание вспыхнуло в Тобруке. На сторону повстанцев перешла большая часть личного состава расположенной в окрестностях Бенгази авиабазы Бенина. В Бенине дислоцировалась вооруженная истребителями МиГ-23 1040-я эскадрилья ВВС Ливии, вертолеты Ми-24 и Ми-14. Чтобы воспрепятствовать угону самолетов, повстанцы перекрыли ВПП камнями и автомобильными шинами. Захватившие базу повстанцы сбили один Ми-24, пытавшийся атаковать их позиции. Трофеями сторонников демократии стали, по крайней мере, один Ми-24 и один Ми-14, а также пять МиГ-23БН, с 2006 г. в воздух не поднимавшихся (данные о трофеях повстанцев довольно сильно различаются).

Настоящее сражение развернулось за авиабазу Эль-Абрак. Здесь повстанцы (по непроверенной информации) также сбили один вертолет ВВС Ливии. Эль-Абрак перешел под контроль восставших, в числе трофеев оказались 16 МиГ-23БН в непригодном к полетам состоянии. Офицеры авиабазы Гамаль Абдель Насер под Тобруком также перешли на сторону восстания.

Утром 21 февраля ПВО авиабазы Гамаль Абдель Насер, опять же по данным восставшей стороны, был сбит транспортный самолет с африканскими наемниками (слухи о переброски в Ливию наемников из доброй половины стран Африки на начальном этапе ливийских событий не утихали).

В Триполи вертолеты AW109 ливийской полиции высаживали бойцов местного ОПОНа непосредственно в ряды протестующих. Самолеты ВВС Ливии наносили удары по казармам частей, личный состав которых перешел на сторону восставших. Перевозками подкрепления занимались экипажи вертолетов СН-47 «Чинук» 1347-й эскадрильи ВВС Ливии.

В первые дни марта активность ВВС Ливии ограничивалась спорадическими ударами, наносимыми Су-22 и Су-24, дислоцированными на авиабазе Хурдабия. Налетам подвергались, прежде всего, захваченные повстанцами базы ливийской армии в Аджедабья и Мерса-эль-Брега. Удары наносились с малых высот свободнопадающими бомбами. Большая часть бомб ложилась с перелетом. Западные аналитики объясняют данный факт нежеланием летчиков и штурманов причинять реальный ущерб повстанцам. Помимо Су-22 и Су-24 довольно редкие удары с воздуха по повстанцам в районах городов Аз-Завия, Мисурата и Зинтран наносили самолеты МиГ-23 и L-39, вертолеты Ми-24.

Libia11002.jpg Libia11003.jpg

Су-22М-ЗК ВВС Ливии

Ми-24 ВВС Ливии

Оглавление