Оглавление

HeliRu11013.jpg

Вертолет «Беркут»

Кроме того, среди перспективных работ американской компании есть полностью электрический вертолет Firefly («Светлячок»). Первый полет опытного экземпляра ожидается в конце 2011 г. Впервые о работах компании в этом направлении стало известно в июле 2010 г. на ежегодном авиафоруме AirVenture в Ошкоше, Висконсин. Firefly создается на базе вертолета S-300C, первые серийные образцы которого появились еще в 1961 г. Электрическая силовая установка будет питаться от трех литиевых аккумуляторов емкостью 135 А-ч, что будет достаточно для выполнения 15 минутного полета.

У холдинга «Вертолеты России» также есть своя внутренняя технологическая платформа «Рисса», которая предполагает создание так называемого «зеленого» вертолета. «Не раскрывая полностью нашу работу в этом направлении, могу сказать, что мы работаем с двумя крупнейшими производителями электрических двигателей в мире для наработки научно-технического задела по использованию новой силовой установки на новых принципах», — отметил гендиректор холдинга Дмитрий Петров.

Однако пока вертолеты летают на менее экзотических двигателях, которые на выставке представляли петербургское ОАО «Климов», запорожские моторостроители и Воронежский механический завод.

ОАО «Климов» продемонстрировало двигатели ТВ7-117В, ВК-2500П и ВК-800. Внимание посетителей к этим экспонатам старались привлечь симпатичные девушки. В настоящее время опытные образцы двигателя ТВ7-117В проходят стендовые испытания. Идет подготовка к проведению летных испытаний на вертолете Ми-38.

Среди российских новинок выставки можно назвать двухместный вертолет сосной схемы «Беркут» (взлетная масса 785-830 кг), созданный одноименным ООО. Первый полет должен состояться уже летом, а затем новый вертолет вероятно смогут увидеть посетители МАКС-2011.

Целый ряд автожиров продемонстрировали на совместном стенде ООО «АвтоГиро Руссланд» и компания «Гирос»: от роскошного двухместного Cavalon до простенького на вид, но очень элегантного автожира MTOSport. Взлетный вес примерно одинаковый — 240-260 кг, двигатели — Rotax. Кроме того, на плакате был представлен проект грузопассажирского автожира «Гирос-3» с двумя тянущими винтами в кольцевых каналах по бокам фюзеляжа. Предполагается, что автожир взлетной массой 1500 кг будет оснащен ГТД мощностью 460 л.с. Он сможет перевозить 5 человек или 400 кг груза на расстояние 600 км при крейсерской скорости 175 км/ч. Длина разбега и пробега при этом не превысит 15 м.

HeliRu11014.jpg

Автожир Cavalon

Интересную работу представил Воронежский государственный технический университет — легкий одноместный автожир «Барсик» с максимальным взлетным весом 260 кг с двигателем Rotax. На его базе может быть создан и беспилотный автожир для химической и биологической обработки растений.

Выставка отличилась и обширной научной программой. В частности, прошли круглые столы «Тренажерные технологии - резерв повышения безопасности полетов», «Вопросы использования альтернативных топлив пропан-бутанового ряда (АСКТ) на вертолетах и других воздушных судах». Интерес к этим вопросам был столь велик, что участников пришлось буквально выпроваживать из залов.

На заседании по вопросам применения АСКТ в авиации с докладами выступили представители ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИ ГА, ООО «Интеравиагаз». Работы в этом направлении ведутся с 1960-х годов. В итоге в 1987 г. выполнил первый полет вертолет Ми-8ТГ, год спустя - самолет Ту-155. Был накоплен богатый опыт по созданию летательных аппаратов и двигателей на АСКТ, разработано оборудование, позволяющее получать газовое топливо на газо- и нефтеперерабатывающих заводах, а также в местах добычи из попутных нефтяных и природных газов, которые сегодня просто сгорают. Все это было реализовано в 1985-1995 гг. и в начале 2000-х годов, когда работы частично поддерживало государство.

Вопросы использования АСКТ на вертолетах в качестве первого этапа внедрения гозотопливной технологии в авиационную технику неоднократно обсуждались на различных комитетах Госдумы и Совета Федерации и получали поддержку. Однако внедрять эту технологию пока никто не торопится.

Участники Круглого стола приняли решение просить заместителя председателя Госдумы В.В.Жириновского обратиться к руководству страны с просьбой включить компоненты проекта двухтопливного вертолета в существующие ФЦП и создании специальной программы, а также обратиться в «Оборонпром» и «Вертолеты России» с предложением представить Ми-8ТГ вместе с заправочным модулем АСКТ на МАКС-2011.

Кроме того, в рамках выставки прошла 3-я международная конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы», организованная Ассоциацией Вертолетной Индустрии и агентством «АвиаПорт».

Оглавление