Оглавление

Таким образом, перед запуском КК с Ю.А. Гагариным, было проведено шесть целевых опытных пусков. Два последних стали полностью удачными. Был ли риск при очередном запуске? Безусловно, был. Чтобы его уменьшить был предусмотрен ручной режим включения тормозного двигателя. Был предусмотрен десятидневный запас продуктов питания, т.е. полностью не исключалась вероятность как затяжного полета, так и возможность его досрочного приземления.

Все участники запуска пилотируемого корабля и особенно его Главный конструктор и первый летчик-космонавт Ю.А. Гагарин понимали, что неудача первого полета в космос отрицательно скажется на его освоении. Более того, неудача подорвала бы веру в возможность наших конструкторов и самой техники решать космические проблемы, привела бы к многомесячной задержке подобных полетов. Какая же громадная ответственность за принятие решения о полете человека в космос лежала на Сергее Павловиче Королеве!

Проникновение в космос осуществлялось в условиях противостояния двух сверхдержав, что налагало на создателей ракетных и космических комплексов особую ответственность за обеспечение первенства и в области освоения космоса. А в итоге это приводило к предотвращению глобального конфликта. Очевидно, что первенство требовало, как ни парадоксально, здравого риска и в освоении космоса.

На заседании Госкомиссии было принято решение о запуске космонавта 12 апреля 1961 года. Выбор пал на Юрия Алексеевича Гагарина, хотя все шесть первых космонавтов подготовлены были профессионально. Ю.А. Гагарину симпатизировал главный конструктор С.П. Королев. Кроме того, кандидатуры рассматривались руководством государства. Его родители были из рабоче-крестьянской среды, что при прочих равных условиях должно обязательно проявиться в социалистическом государстве. А чего стоила его обворожительная улыбка, жизнерадостность и открытость поведения? Одним словом, выбор был самым удачным из всех возможных вариантов. Президент Академии Наук СССР Мстислав Всеволодович Келдыш по этому поводу сказал: "Для осуществления первого полета надо было выбрать человека, обладающего не только необходимыми знаниями и способностями, но также исключительным мужеством, выдержкой и самообладанием. Таким человеком явился Юрий Гагарин".

Gagar50015.jpg Gagar50016.jpg Gagar50017.jpg

Первое официальное фото Юрия Гагарина, обошедшее газеты мира

Глава государства Н.С. Хрущев на встрече с Юрием Гагариным

 

Старт космического корабля с Ю.А. Гагариным состоялся в назначенное время. Однако его орбита существенно отличалась от оптимальной, что опять вызвало определенное волнение: высота перигея корабля составила 181 км, а апогея - 327 км. Из-за несвоевременного выключения двигателя ракеты-носителя, вызванного погрешностью в системе управления, кораблю была сообщена скорость на 23 м/с больше планируемой. В итоге высота орбиты оказалась на 90 км больше.

В соответствии с программой полета после пролета 2/3 витка сработала система ориентации КК по Солнцу, а затем включилась тормозная двигательная установка, к нашему счастью, своевременно и хорошо сработавшаяся. Приземление КК произошло дальше от намеченного района всего на 200 км в 10 часов 42 минуты. На высоте 7 км по сигналу датчиков давления сработала система катапультирования и Ю.А. Гагарин вместе с креслом на парашюте, спустя 13 минут после приземления спускаемого корабля, в 10 часов 55 минут вновь оказался на Земле.

Огромные усилия нашего народа не пропали даром. В космосе впервые побывал наш человек. Перед нами открылся новый мир. Новые свершения в покорении космоса последовали незамедлительно. Первые рукоплескания достались нашей стране. Весь мир понял, что обладая такой ракетно-космической техникой и мужественными защитниками отечества, наше государство сможет защитить свой народ от любой агрессии.

Прошло 50 лет со времени первого в мире космического полета человека. И мы не можем не гордиться, что им стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин — символ эпохального события покорения человеком Вселенной. Эта гордость за нашу отчизну и ее первопроходцев в космос останется в веках.

При подготовке статьи использованы фотографии Е.И. Рябчикова

Оглавление