Оглавление

Gagar50004.jpg

Юрий Гагарин - курсант аэроклуба

Разработка полигонного измерительного комплекса и технологической части НИИП-5 была возложена на НИИ-4 МО, который обосновал необходимость создания 15 измерительных пунктов, разработал и выдал промышленным предприятием ТТЗ на разработку измерительных средств полигона. На этих 15 ИП специалистами института, полигона и промышленности было развернуто и смонтировано 20 комплектов радиотелеметрических станций «Трал», 16 радиотелеметрических станций «РТС-5», 10 радиолокационных с активным ответом станций «Бинокль», 8 комплектов радиопеленгаторных станций «Иртыш», 10 кинотелескопов КТ-50 и два комплекта кинотеодолитов КТС-80. Вся их работа была засинхронизирована во времени с необходимой точностью средствами системы единого времени и обеспечена средствами связи, доставки и обработки измерительной информации. Этот комплекс обеспечил испытания и отработку всех МБР, ракет-носителей КА и пилотируемых КК.

Для выполнения измерений и управления ИСЗ и КК во исполнение Постановления правительства от 30 января 1956 года по указанию Министра обороны Маршала Советского Союза Жукова в НИИ-4 МО под руководством А.И. Соколова и Ю.А. Мозжорина был разработан эскизный проект и создан Командно-измерительный комплекс, который в составе Координационно-вычислительного центра, Центра управления полетом и 13 Научно-измерительных пунктов обеспечил измерениями полеты всех первых ИСЗ и лунных кораблей, а после его модернизации в 1960-1961 годах осуществил орбитальные измерения пилотируемого Ю.А. Гагариным космического корабля, контроль, управление и возвращение корабля и космонавта с орбиты на Землю. Созданный в НИИ-4 МО и укомплектованный его сотрудниками, КИК просуществовал в составе института с 1957 года по 1962 года, после чего обрел самостоятельность как испытательный центр.

В целях расширения возможностей наземного КИК в связи с принятой космической программой, в том числе для обеспечения контроля и управления за полетом к Луне и планетам солнечной системы, а также для непрерывного слежения за пилотируемыми КК, в НИИ-4 под руководством Г.А. Тюлина было обосновано и организовано создание первых трех морских корабельных измерительных пунктов на базе теплоходов «Долинск», «Краснодар» и «Ильичевск», оснащенных радиотелеметрической аппаратурой и средствами радиосвязи. Эти КИПы до запуска КК с Ю.А. Гагариным проводили измерения полетов КК при их запусках в беспилотном режиме. При отработке корабля «Восток» (шесть запусков) и при полете Ю.А. Гагарина наиболее ценной являлась информация о времени включения и выключения тормозной двигательной установки, а также о работе бортовых систем и самочувствии космонавта на борту корабля.

Gagar50005.jpg

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7

Для обеспечения пилотируемого полета КК «Восток» были решены многие сложные научно-технических проблемы, в том числе: гарантированное возвращение космического корабля с орбиты Земли с сохранением жизни космонавту; всестороннюю подготовку к полету космонавта при всех возможных ситуациях; создание условий жизнеобеспечения, тепловой защиты кабины космонавта, обеспечение устойчивой связи с космонавтом, ориентацию и навигацию корабля; телеметрирование в полете параметров корабля и самого космонавта; обеспечение достаточно приемлемой скорости вывода и спуска космического корабля.

Одновременно с созданием пилотируемых КК и наземных структур для их контроля и управления огромная роль в обеспечении успешного полета человека в космическом пространстве принадлежала его всесторонней и качественной подготовке. 5 января 1959 года вышло Постановление правительства «О медико-биологической подготовке человека в космос». Вслед за этим постановлением была принята директива ГШ ВС о создании Центра подготовки космонавтов ЦПК ВВС, который первое время приказом Главнокомандующего ВВС Главного маршала авиации К.А. Вершинина был непосредственно подчинен Институту авиационной и космической медицины ИАКМ. И такое решение было абсолютно верным: основным в подготовке космонавтов являлось установление возможности пребывания космонавта в космосе и включение его в контур управления кораблем, а также формирование его способностей управления кораблем в штатных и нештатных ситуациях.

Gagar50006.jpg

Парашютная подготовка в отряде космонавтов

Оглавление