Оглавление

Три заказанных Китаем самолета CW-21 были готовы в третьей декаде марта 1940 г. От прототипа они отличались усиленным вооружением — два 12,7-мм пулемета (боекомплект по 400 патронов) и два 7,62-мм пулемета (по 1000 патронов). Но пока оружие не устанавливали, самолеты считались гражданскими и получили соответствующую регистрацию (NX194441, 194442 и 194443; серийные номера, соответственно, 21-2, 21-3 и 21-4). Вторая серийная машина отличалась увеличенным запасом топлива, получив два несбрасываемых дополнительных бака под консолями. 4 апреля во время демонстрационного полета для американских военных самолет NX194443 получил повреждения при посадке, но вскоре был отремонтирован.

В мае 1940 г. три CW-21 отправили заказчику. Вплоть до начала 1941 г. они оставались в Рангуне — предположительно на них испытывали вооружение. Весной самолеты перебазировали на аэродром Тунгу, находящийся в 240 км севернее Рангуна. Там под командованием полковника Клэра Чэннолта формировалась американская добровольческая группа (AVG) — ставшая впоследствии знаменитым подразделением «Летающие тигры». Чэннолт «прибрал к рукам» все «Демоны». Предполагалось использовать самолеты для перехвата японских разведчиков, так как составлявшие основу вооружения AVG «Томахоки» мало подходили на роль перехватчиков из-за неважной скороподъемности.

Когда японские войска вторглись в Бирму, AVG перелетела в Куньмин. Туда же отправили и CW-21. Ввиду большого расстояния самолеты дозаправились на аэродроме Лашио. Но местный бензин оказался настолько отвратительного качества, что на всех трех «Кертисс-Райтах» двигатели стали работать с перебоями. Пришлось аварийно садиться в горах. Самолеты были разбиты. Пилотировавшие их Кен Мэррит и Эрик Шиллинг уцелели, а вот Лэйси Манглебург, увы, погиб.

Со сборкой CW-21 на месте у китайцев ничего не вышло. 26 октября 1940 г. японская авиация разбомбила завод САМСО. Пришлось перенести предприятие в близлежащие горы, что существенно замедлило работу. Когда японские войска подошли к Лойвиню, там велась сборка лишь двух первых истребителей. 1 мая 1942 г. остатки завода были сожжены, а большинство оборудования и комплекты узлов для сборки «Демонов» эвакуировали в Индию на предприятие «Хиндустан Авиэйшн». По некоторым данным, здесь все же удалось завершить сборку пары самолетов, и они поступили на вооружение китайских ВВС. От монтажа остальных CW-21 отказались — к тому времени были доступны в больших количествах самолеты других типов, поставляемые непосредственно с американских предприятий.

FtrCW21004.jpg

CW-21 для Китая

Дальнейшее развитие

На основе конструкции CW-21 инженеры «Сент Луис Эйрплейн Дивижн» разработали двухместный многоцелевой самолет CW-23. Машина оборудовалась радиальным двигателем «Пратт энд Уитни» R-1340 мощностью 600 л.с. и вооружалась тремя 7,62-мм пулеметами — двумя синхронными и одним на вертлюге у стрелка-радиста. В отличие от CW-21, основные стойки шасси убирались в крыло по направлению к фюзеляжу. Получился самолет, примерно соответствовавший по концепции и характеристикам машине «Норт Америкэн» NA-16 — раннему варианту известного «Тексана».

Прототип CW-23 с заводским номером 32-1 и гражданской регистрацией NX19427 вышел на испытания в апреле 1939 г. Самолет впоследствии демонстрировали представителям армейской авиации США и ВВС Канады, но интереса он не вызвал. 14 октября 1939 г. машина получила повреждения при посадке из-за аварии шасси. Впоследствии она не восстанавливалась, а использовалась в качестве наглядного пособия в школе авиамехаников.

Параллельно с разработкой CW-23 велось проектирование истребителя CW-21A с V-образным двигателем жидкостного охлаждения и шасси по типу примененного на CW-23. Отказ от подкрыльных обтекателей облагораживал планер в аэродинамическом отношении, но в металле CW-21Atok и не был воплощен. Вместо него для дальнейшей реализации приняли проект CW-21B «Интерцептор» («Перехватчик») — с шасси как у CW-23, но с мотором R-1820-G5. Вооружение состояло из четырех синхронных пулеметов, причем один или два из них могли быть крупнокалиберными. Еще одним новшеством стал гидропривод закрылков.

Проект CW-21B вызвал интерес у правительства Нидерландов. Первоначально эта страна собиралась приобрести 36 самолетов, но из-за бюджетных ограничений пришлось уменьшить это количество до 24 единиц. Соответствующий контракт, подписанный 17 апреля 1940 г., предусматривал также поставку шести запасных двигателей, шести запасных радиостанций и других запчастей. Общая сумма контракта составила 1747905 долларов. При этом она не включала стрелковое оружие — пулеметы голландцы заказали в Бельгии.

Ввиду оккупации в мае 1940 г. территории Нидерландов, 3 июня заказ на «Интерцепторы» был передан правительству Голландской Ост-Индии. А поскольку Бельгия разделила участь своей страны-соседки, пришлось перезаказать и стрелковое оружие — у американской фирмы «Кольт» купили 96 пулеметов калибра 7,62 мм. Новый заказчик пытался убедить «Кертисс-Райт» установить на каждом истребителе по два обычных и два крупнокалиберных пулемета, но фирма-производитель от этого отказалась. Но на другом изменении удалось настоять — для экономии веса были упразднены два 60-литровых дополнительных топливных бака под консолями.

Первый самолет голландского заказа был готов в середине сентября 1940 г. Все 24 машины были отправлены заказчику в период с конца октября до середины декабря 1940 г.

FtrCW21005.jpg

CW-21 рядом с Н-75

Оглавление