Оглавление

ФИНСКАЯ «БУРЯ»

Андрей ХАРУК

FinMrsk001.jpg

К концу 30-х гг. Финляндия располагала довольно развитой авиационной промышленностью. Основу её составляло государственное предприятие "Валтион Лентоконетедас", освоившее производство по голландской лицензии истребителей "Фоккер" D-XXI и разведчиков "Фоккер" С-Х, а по британской - двухмоторных бомбардировщиков Бристоль "Бленхейм". Накопленный опыт позволил уже весной 1939 г. поднять вопрос о создании собственных боевых самолетов. По мнению командующего ВВС Финляндии генерал-майора Ф.Й. Лундквиста, в первую очередь следовало заняться истребителем, поскольку моноплан "Фоккер" D-XXI хотя и был довольно современной машиной, из-за неубирающегося шасси в самом скором времени мог оказаться неспособным противостоять современным зарубежным самолетам.

8 июня 1939 г. предприятие "Валтион Лентоконетедас" получило заказ на проектирование одноместного одномоторного истребителя. Однако реализация проекта была отложена ввиду начавшейся в ноябре советско-финской войны, так что предприятие было загружено текущими работами. В то же время Финляндия получила более 150 истребителей из-за границы (самолеты поставили Великобритания, Швеция, Франция, Италия, США), что в значительной мере сняло остроту проблемы. Лишь весной 1940 г., после нацистской оккупации Дании и Норвегии, отрезавшей Финляндию от прежних союзников, проект создания собственного истребителя был реанимирован. Разработку самолета, получившего название "Мырски" ("Myrsky" - "Буря") возглавил А. Илинен. С ним сотрудничали Т. Верккола и М. Вайнио.

Создаваемый истребитель был одноместным одномоторным низкопланом с убирающимся шасси. Фюзеляж имел смешанную конструкцию и представлял собой металлическую ферму, усиленную в хвостовой части деревянными шпангоутами и стрингерами. Обшивка в носовой части - дюралевая, в хвостовой - полотняная. Помимо двигателя, перед кабиной пилота удалось втиснуть топливный бак и отсек синхронных пулеметов. Пилотская кабина закрывалась фонарем с неподвижным козырьком и сдвигающейся назад средней частью остекления. Часть гаргрота за пилотской кабиной была остеклена для улучшения обзора. Трапециевидное в плане двухлонжеронное крыло имело деревянный набор и фанерную обшивку, а его механизация была представлена элеронами и закрылками. Хвостовое оперение было цельнодеревянным. Все отклоняемые аэродинамические поверхности обшивались полотном.

FinMrsk002.jpg

Первый опытный MY-1

Двигатель на "Мырски" стоял американский - 14-цилиндровый двухрядный радиальный воздушного охлаждения R-1830-SC3-G "Твин Уосп" (1115 л.с.) производства фирмы "Пратт энд Уитни". Комплектовался он трехлопастным винтом из-менямого шага "Гамильтон Стандарт". Американским было и вооружение - два 12,7-мм синхронных пулемета М2 фирмы "Кольт-Браунинг", установленные в фюзеляже, и четыре крыльевых 7,7-мм пулемета той же фирмы.

Проект истребителя был готов к марту 1941 г. Постройка прототипа MY-1 заняла примерно девять месяцев, и 23 декабря 1941 г. машина впервые поднялась в воздух. Пилотировавший ее лейтенант Э. Итявуори оценил первый полет как "частично удачный". К планеру претензий не было, но вот винтомоторная установка оказалась не на высоте - самолет вело влево. Поскольку Финляндия в то время уже находилась в лагере стран Оси, рассчитывать на помощь фирмы "Пратт энд Уитни" не приходилось.

Оглавление