Оглавление

F/A-18E/F «СУПЕР ХОРНЕТ»

Материал подготовил Михаил НИКОЛЬСКИЙ

FA18EF001.jpg

Боинг F/A-18E/F «Супер Хорнет» может считаться первым действительно универсальным самолетом палубного базирования. Он пришел на смену истребителям-перехватчикам F-14 «Томкэт», истребителям-бомбардировщикам F/A-18 «Хорнет» (последние в англоязычных источниках нередко именуют «legacy Hornet» - традиционный Хорнет или «Baby Hornet»), палубным всепогодным штурмовикам А-6 «Интрудер» и даже самолетам-заправщикам S-3B «Викинг». А еще самолетами F/E-18G «Гроулер» намечено заменить все состоящие на вооружении палубные самолеты РЭБ ЕА-6.

Любой «Супер Хорнет» может быть использован в качестве заправщика без каких бы то ни было доработок. Из четырех подвесных баков самолет может отдать до 13 600 кг топлива. Предусмотрен вариант использования «Супер Хорнета» и в качества заправщика-«челнока», доставляющего топливо от летающих танкеров КС-135 или КС-10 в район патрулирования палубных боевых самолетов.

Оснащенные контейнерами SHARP самолеты «Супер Хорнет» предназначены для выполнения тактической воздушной разведки днем и ночью в любых погодных условиях, а контейнер ATFLIR, в состав которого входит лазерный дальномер-целеуказатель, обеспечивает самолету возможность автономного применения корректируемого и управляемого оружия с лазерным наведением.

Интересно, что во второй половине 90-х годов многие высокопоставленные представители ВМС США и промышленности выражали сомнение в целесообразности финансирования разработки этого глубоко модернизированного варианта истребителя-бомбардировщика F/A-18 «Хорнет», считая более правильным выделение денег на НИОКР по совершенно новому самолету. Критике подвергалась также меньшая, чем у истребителя Грумман F-14 «Томкэт» дальность полета, более низкая в сравнении со штурмовиком Грумман А-6 «Интрудер» эффективность при нанесении ударов по наземным целям ночью и в сложных метеоусловиях.

Но сегодня, в 2011 году, успех истребителя-бомбардировщика F/ A-18E/F очевиден всем, а критика программы разработки данного самолета стала всего лишь эпизодом истории авиации. Интересную фразу на приеме в Капитолии произнес известный летчик палубной авиации ВМС США вице-адмирал Джон Б. Нэтмэн, немало полетавший в свое время на истребителе F-14: «Каждое утро я готов целовать «Супер Хорнет» в губы».

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ

В начале 80-х годов ВМС США приступили к изучению альтернативных вариантов замены устаревающих самолетов палубного базирования: истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом II», разведчиков RF-8 «Крусейдер» и легких штурмовиков А-7 «Корсар II». Требовалась замена также самому совершенному палубному ударному самолету — всепогодному штурмовику А-6Е «Интрудер», ибо считалось, что этот самолет не сможет действовать в условиях противодействия перспективных систем ПВО.

Радикальная модернизация этих самолетов не представлялась возможной в силу недостаточных для размещения нового оборудования внутренних объемов. Кроме того, командование ВМС взяло курс на сокращение типов самолетов, состоящих на вооружении палубных авиакрыльев. Перспективный самолет виделся как многоцелевой, способный оказывать непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск, выполнять задачи по изоляции района боевых действий и вести воздушные бои не хуже, чем специализированные истребители.

ВМС США считали необходимым для сохранения доминантного положения в Мировом океане принять на вооружение два совершенно новых самолета XXI века — истребитель (замена F-14) и ударную машину (замена А-6Е). Оба самолета должны были быть разработаны с широким использованием технологии «стелс». В качестве перспективного истребителя виделся самолет NATF (NAVY Advanced Tactical Fighter — перспективный тактический истребитель для ВМС, палубный вариант истребителя F-22). Перспективный штурмовик А-12 «Эвенджер II» разрабатывался с нуля. Обе программы отличали высокая степень технического риска и исключительно высокая стоимость. В июле 1987 г. министерство обороны рекомендовало ВВС и ВМС США изучить вопрос о возможности модернизации самолетов F-16 и F/A-18 в качестве временной меры до принятия на вооружение в начале 2000-х годов самолетов F-22 и А-12.

Оглавление