Оглавление

EF2000Tf012.jpg

Опытный истребитель EF2000 DA2 после перекраски полностью в черный цвет

Пока шли переговоры между странами-партнерами по программе разработки самолета относительно распределения долей участия начались летные испытания опытных истребителей. 27 марта 1994 г. на заводе консорциума «Еврофайтер» в Манхинге (ФРГ) состоялся первый полет опытного самолета EF2000 DA1. Первоначально летные испытания должны были начаться в конце 1992 г., потом их перенесли на октябрь 1993 г. Задержки произошли из-за необходимости доработки программного обеспечения системы управления полетом.

Самолет DA1 предназначался для отработки ЭДСУ и испытаний силовой установки. Предполагалось, что он будет проходить испытания на заводе фирмы «Бритиш Аэроспейс» в Уортоне (для него даже зарезервировали бортовой номер ZH586 английских ВВС). Фактически истребитель выполнял полеты в Германии, однако в 1997 г. он был на некоторое время доставлен в Уортон для испытаний на сверхзвуковых скоростях. В 1998 г. на самолет DA1 вместо «временных» ТРДЦФ Турбо Унион RB199-122 MU04E тягой по 7265 кгс на форсаже установили двигатели Евроджет EJ200-03Z. К ноябрю 2003 г. опытный самолет совершил 447 полетов, налетав 370 ч.

Второй опытный истребитель DA2 начал проходить летные испытания 6 апреля 1994 г. на заводе в Уортоне. Самолет использовался для определения возможностей расширения области летных режимов и испытаний ЭДСУ. Позднее истребитель участвовал в испытаниях на штопор, для чего был оснащен противоштопорным парашютом, контейнер которого располагался в хвосте под фюзеляжем между двигателями. Истребитель DA2 оказался первым среди опытных самолетов, который достиг скорости, превысившей число М = 2 (23 декабря 1997 г.). Среди опытных истребителей самолет DA2 первым стал отрабатывать процедуру заправки топливом в полете. В январе 1998 г. он выполнил серию стыковок (без перекачки топлива) с самолетом-заправщиком Виккерс VC10 К.Мк.3.

Во втором квартале 1998 г. самолет DA2 также оснастили двигателями EJ200-03Z (вместо двигателей RB199-122) и установили усовершенствованный комплекс авионики. Полеты возобновились в конце августа 1998 г. Выполнив 18 декабря 2000 г. очередной полет, самолет был передан на завод для модернизации топливной системы. К этому моменту он налетал 303 ч 3 мин, больше, чем другие опытные самолеты EF2000, а также совершил наибольшее число полетов - 345. После переоборудования его окрасили полностью в черный цвет для того, чтобы скрыть 490 тензодатчиков, наклеенных на обшивку с целью измерения аэродинамических нагрузок. Всего опытный самолет DA2 совершил 531 полет при налете 480 ч.

4 июня 1995 г. состоялся первый полет опытного самолета EF2000 DA3, построенного в Италии фирмой «Аления». На нем сразу были установлены двигатели EJ200. Сначала это были опытные варианты EJ200-1A, которые после 40-го полета были заменены более мощными опытными двигателями EJ200-1C. В мае 1997 г. самолет DA3 оснастили серийными двигателями EJ200 Мк.101. Можно отметить, что когда принималось решение уменьшить число опытных истребителей с восьми до семи, этот самолет должен был иметь обозначение DA4, а индекс DA3 предназначался для двухместного варианта, строившегося в Уортоне.

EF2000Tf013.jpg

Опытный двухместный самолет EF2000 DA4

Оглавление