Оглавление

КИТАЙ. ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ КИТАЙСКОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ

Андрей ЮРГЕНСОН

11 января 2011 г. первый китайский опытный самолет пятого поколения выполнил свой первый полет на аэродроме Chengdu Aircraft Design Institute.

Таким образом Китай может стать второй державой в мире после США, имеющей на вооружении истребители 5-го поколения. В конце ушедшего года сайт China Defense сообщил о том, что Китай начал наземные испытания истребителя пятого поколения, который тут же окрестили «Черным орлом» (Black Eagle). Сообщалось, что новый самолет удалось сфотографировать во время подготовки к скоростной пробежке. Журнал Aviation Week and Space Technology отметил, что хотя вполне возможно, что фотографии китайского истребителя являются подделкой, но большинство американских экспертов полагает, что это «реальная вещь». Как известно, Китай очень неохотно раскрывает свои военные секреты. Поэтому можно предположить, что подобная «утечка» является сознательной.

Руководство КНР давно уже обеспокоено тем, что у границ Поднебесной дежурят истребители F-22 ВВС США, которые прикрывают не только Японию и Южную Корею, но при необходимости готовы поддержать и Тайвань, на который континентальный Китай смотрит «несытым оком».

О том, что Китай активно ведет работу по созданию «адекватного ответа» американскому самолету F-22, было известно достаточно давно. Множество разнообразных рисунков, компьютерных моделей, «чертежей» самых разных компоновок нового самолета свидетельствовали о том, что в Китае шел обширный поиск оптимального решения. И вот это решение предстало в окончательном виде. Причем всего на год отстав от российского ПАК-ФА.

Первые сообщения о китайских разработках истребителя 5-го поколения появились в 1995 г. с подачи гонконгского информационного агентства KANWA. Правда, долгое время Пекин не афишировал свои достижения. Управление морской разведки США ONI (Office of Naval Intellegence) сообщило о том, что корпорация Ченду ведет работы по самолету пятого поколения XXJ в 1997 г. Предполагалось, что этот самолет, по летным характеристикам и характеристикам заметности сравнимый с американским F-22, может поступить на вооружение ВВС НОАК в 2015 г. Отмечалось, что 601-й институт (Shenyang Aircraft Corporation, SAC) работает над самолетом по схеме «продольный триплан» с V-образным оперением, а 611-й институт (Chengdu Aircraft Corporation, CAC) работает над самолетом, выполненным по схеме «утка» с V-образным цельноповоротным вертикальным оперением.

ChnF5Gen001.jpg

Согласно опубликованным на Западе воспоминаниям бывшего сотрудника 611-го НИИ, еще в 1989 г. КНР приступила к концептуальным исследованиям истребителя нового поколения, призванного прийти на смену самолетам J-10 и J-11. К этим работам был привлечен как сам НИИ, расположенный в городе Ченду, так и конструкторский коллектив 601-го НИИ из Шэньяна. Теме был присвоен шифр «2-03». Китайский мемуарист отмечает, что в 1993 г. страна достигла соглашения с Россией о привлечении к работам над перспективным самолетом консультантов из ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского и ОКБ им. Микояна.

Для освоения производства современных композиционных материалов (без которых практически невозможно создание истребителя 5-го поколения) в конце 1980-х годов группа сотрудников 611-го НИИ была отправлена в Стенфордский университет (США). Дополнительную информацию в области композитов Китай, видимо, получил и в ходе совместных работ с американской компанией «Боинг» и европейским концерном «Эрбас» по гражданской тематике, а также с украинской фирмой «Антонов», сотрудничавшей с КНР в разработке и модернизации военно-транспортных самолетов. Эти знания и технологии в значительной степени помогли Китаю при формировании технологической базы программы создания собственного истребители 5-го поколения.

Впервые молчание было нарушено в 2005 г., когда китайские эксперты заявили о завершении «очередного этапа разработки самолета 5-го поколения» и что «варианты истребителя уже существуют практически в завершенном виде».

Оглавление