Оглавление

Вскоре истребитель получил новое обозначение — FC-1 (Fighter China-1) «Ролун» («Яростный дракон»).

Интерес к «Ролуну» довольно быстро возобновился и у основного покупателя китайской авиационной техники — Пакистана. Дело в том, что США, выражавшие обеспокоенность развитием пакистанской ядерной программы, начали постепенно «притормаживать» военно-техническое сотрудничество с этой страной. А после вывода советских войск из Афганистана Вашингтон еще более утратил интерес к столь «неудобному» союзнику. В результате в 1992 году госдепартамент наложил эмбарго на поставку высокотехнологического оружия Исламабаду. Это, в свою очередь, вновь усилило интерес Пакистана к китайской авиационной технике, которая, как выяснилось, продолжала вполне успешно развиваться и без американской помощи.

В качестве силовой установки для FC-1 был выбран российский двигатель РД-93, являющийся модификацией двигателя РД-33, установленного на истребителе МиГ-29. Новая версия этого ТРДДФ имела верхнее расположение коробки приводов (более подходящее для однодвигательного самолета). Максимальная тяга РД-93 осталась прежней - 8300 кгс.

В 1997 году начались полномасштабные работы по формированию комплекса БРЭО легкого истребителя, при этом рассматривались альтернативные варианты с компонентами как западной, так и российской разработки. В частности, китайская сторона проявляла интерес к российской малогабаритной БРЛС «Оса», снабженной фазированной антенной решеткой пассивного типа и предназначавшейся для оснащения легких боевых и учебно-боевых самолетов (в частности, Як-130 и МиГ-29УБ).

Можно предположить, что в 1990-х годах FC-1 рассматривался как альтернатива более мощному и «продвинутому» в научно-техническом отношении истребителю J-10. Однако вскоре стало очевидно, что программа J-10 «удалась» и «Свирепый дракон» был вынужден потесниться, заняв нишу основного экспортного самолета КНР, сменив в этом качестве окончательно устаревший J-7/МиГ-21. Здесь следует сказать, что истребители J-7 и J-7-II являлись развитием советского «яснопогодного» самолета МиГ-21Ф-13 и могли эффективно применяться лишь днем, в простых погодных условиях, что существенно ограничивало их возможности, и, стало быть, экспортный потенциал. «Всепогодный» же J-7-III, являющийся китайской версией российского МиГ-21ПМ и снабженный относительно примитивным радиолокационным прицелом, был выпущен в 1990-х годах в количестве всего нескольких десятков экземпляров и на экспорт не поставлялся.

ChinaFC1007.jpg

РЛС "Грифо"-7

Ждать зарубежных покупателей на «Свирепого дракона» долго не пришлось: в 1999 году было заключено китайско-пакистанское соглашение, предусматривающее совместную разработку и производство нового авиационного комплекса. При этом финансирование работ должно было осуществляться сторонами в соотношении 50:50. В соответствии с соглашением, Пакистан в 2007-2008 г.г. должен был получить восемь первых истребителей, собранных в Китае. А всего Исламабад намеревался приобрести 250 FC-1, которые должны были идти на смену истребителям 2-го поколения F-7 и «Мираж» III. При этом сборку серийных самолетов предполагалось организовать в самом Пакистане, на предприятии в г. Камра (Pakistan Aeronautical Complex Kamra), используя китайские комплектующие. Истребитель получил и пакистанское наименование JF-17 (Joint Fighter-17) «Thunder» (гром).

ChinaFC1008.jpg

Летчик испытатель после первого полета на самолете FC-1

Оглавление