Оглавление

Не самый длительный, но, вероятно, самый драматичный полет случился в ночь на 12 декабря 2001 г. В 100 милях от атолла Диего-Гарсия на В-1В 86-0114 «LIVE FREE OR DIE» произошло сразу несколько отказов бортовых систем. На приборной доске загорелся сигнал «перегрев масла», после чего экипаж выключил один двигатель и перешел на работу с аварийным электрогенератором. Несмотря на переключение электропитания, отказала навигационная система. Затем самолет потерял управления и в течение минуты снизился на 6000 м. Экипаж боролся с аварийной ситуаций 15 минут, после чего катапультировался над Индийским океаном на высоте 4500 м. Члены экипажа провели в воде почти 2 ч, прежде чем были спасены подошедшим эсминцем «Рассел», наведение которого выполнял оказавшиеся в этом районе заправщик КС-10 и патрульный Р-3 «Орион». Достоверные причины отказа бортовых систем В-1В установить не удалось, хотя официально причиной назван выход из строя электрогенератора.

Случались и менее драматичные по своим последствиям отказы - один В-1В пришел на Диего-Гарсия из Афганистана на трех работающих двигателях. Боевых потерь В-1В в Афганистане не понесли. «У нас очень совершенный БКО, к тому же основная угроза исходит от ПЗРК, а мы летаем или слишком высоко для этих ракет, или слишком низко», - отметил пилот В-1В капитан Моррисон.

Операция «Iraqi Freedom»

В ходе второй «Бури в Пустыне» самолеты В-1В действовали по объектам, расположенным на территории Ирака с оманской базы Тумрэйт. В оперативном отношении самолеты входили в состав 405-го экспедиционного авиакрыла. На вооружении этого «временного» авиакрыла в разное время состояло от 10 до 12 бомбардировщиков В-1 В, десять заправщиков KC-135R и два - четыре самолета ДРЛОиУ Е-ЗС.

За первые сутки операции (20 -21 марта 2003 г.) десять В-1В нанесли боеприпасами GBU-31 JDAM удары по 240 объектам, расположенным, главным образом, в районе Багдада. До 1 мая, когда президент США Буш-младший объявил о завершении главного военного этапа операции, бомбардировщики В-1В выполнили 213 боевых вылетов или 1% от всего количество авиации многонациональных сил. С В-1В было сброшено 2159 КАБ JDAM — 43% от всех боеприпасов данного типа, использованных в Ираке с 20 марта по 1 мая или 22% от всего высокоточного оружия. Полеты над Ираком самолеты В-1 В выполняли на высотах порядка 6000 м — вне пределов досягаемости маловысотных ЗРК и зенитной артиллерии. Удары наносились по мобильным РЛС раннего предупреждения, командным пунктам системы ПВО Ирака.

Полномасштабной военной кампании против Ирака предшествовал удар авиации, нанесенный 14 марта, в котором также приняли участие В-1 В: два В-1В выполнили бомбометании по двум иракским аэродромам, которые американцы именуют НЗ и Н2. До начала кампании несколько полетов В-1 В летали на патрулирование так называемой «запрещенной для полетов зоны» - воздушного пространства, в котором запрещалось появляться летательным аппаратам ВВС Ирака. Обычно патрулирование выполняли истребители и истребители-бомбардировщики. Привлечение к этой работе бомбардировщиков вполне логично, так как американцы и их союзники работу иракских РЛС в этой зоне, видимо, трактовали как полеты (все правильно: электромагнитные колебания скорее летят, чем едут). По обозначившим себя работой на излучение РЛС наносились удары с воздуха, В-1В, однако, таких ударов не наносили.

B-1B059.jpg

В-1B 34-й экспедиционной эскадрильи над Афганистаном

Оглавление