Оглавление

Реорганизации проводили и ранее, но они не затрагивали численности парка. 1 сентября 1991 г. из наименования всех вооруженных В-1В тяжелых бомбардировочных авиакрыльев («Bombardment Wing, Heavy) исчезло слово «тяжелое», а тяжелые бомбардировочные эскадрильи стали просто бомбардировочными. 1 сентября 1991 г. была возобновлена, впервые с 1952 г., практика формирования оперативных групп (Operations Group, OG) на основе авиакрыльев и эскадрилий. 27 сентября было прекращено боевое дежурство с ядерным оружием на борту, но точку в ядерной истории В-1В поставили, по крайней мере официально, летом 1995 г., когда делегации МО России осмотрела все пригодные к полетам самолеты на предмет невозможности подвески в отсеках вооружения бомб В61, В63 и крылатых ракет ALCM. На тот момент в арсенале В-1В остались только свободнопадающие фугасные бомбы Мк.82 калибра 227 кг и Мк.84 калибра 907 кг.

Ядерное прошлое не позволило использовать В-1В во время «Бури в пустыне». В то время США, как показало время, переоценивали ПВО и способность к сопротивлению вероятных противников типа Ирака. В ядерной войне приемлемым считался уровень потерь в 50%, в войне «показательной» уровень потерь по политическим соображениям не должен был превышать 5%. То есть, один сбитый В-1В превращался в «неприемлемый уровень потерь», в то время как использование «железных» бомб предопределяло пролет самолетов над очагами ПВО.

Дальше — больше, почти как у нас, но, увы, умнее. 1 июня 1992 г. прекратило существование стратегическое авиационное командование. Бомбардировочные части передали в состав боевого авиационного командования (Air Combat Command, ACC). Все части стратегических бомбардировщиков были сведены в 8-ю воздушную армию. В состав 8-й армии вошли вооруженные В-1В 7-е и 28-е бомбардировочные авиакрылья. Еще одно авиакрыло В-1В (366-е) вошло в состав «заморской» 12-й воздушной армии.

Исторически САК возглавлял «генерал от бомбардировщиков», что естественно. Теперь же во главе АСС стояли «истребители», находившиеся на пике славы после удачно проведенной «Бури в Пустыне», первую скрипку в которой сыграла как раз тактическая авиация. Доминирование «истребителей» отразилось на внешнем облике бомбардировщиков — на килях В-1В появились буквенные коды, тогда как до 1 июня такой код «ED» (база Эдвардс) имел единственный «испытательный» В-1В.

B-1B036.jpg

1 октября 1993 г. на основе 96-го бомбардировочного авиакрыла (В-1В) и 463-го военно-транспортного авиакрыла (С-130Н) на авиабазе Дайес было сформировано 7-е авиакрыло, в составе которого сформировали 7-ю оперативную группу. В открытой печати («World Air Power Journal», volume 24, spring 1996) отмечалось, что самолеты 7-го авиакрыла, как минимум, до 1 октября 1995 г. (то есть после российской инспекции) были способны применять ядерное оружие. 7-е авиакрыло стало единственным в ВВС США, имевшем на вооружении и стратегические бомбардировщики и транспортные самолеты. В-1В состояли на вооружении 337-й и 338-й бомбардировочных эскадрилий 7-го авиакрыла. В октябре 1993 г. 319-е бомбардировочное авиакрыло переформировали в 319-е авиакрыло воздушной заправки и передали в военно-транспортное авиационное командование (Air Mobility Command, АМС), с другой стороны 319-я оперативная группа этого крыла стала основой формирования 319-й бомбардировочной группы, которая в транспортное командование не передавалась; бомбардировочная группа появилась в ВВС США впервые с 1952 г. Группу сформировали специально под учения «Gunsmoke 93», а через полгода после окончания учений, в июле 1994 г., «распустили». В апреле 1994 г. 34-я бомбардировочная эскадрилья 366-го смешанного авиакрыла (авиабаза Моунтэйн-Хоум, шт. Айдахо) получила на вооружение В-1В, ранее «принадлежавшие» 319-й бомбардировочной группе. Идею создания смешанного, «самодостаточного», авиакрыла, вооруженного самолетами В-1В, F-15С/Е, F-16С и КС-135 «продавил» начальник штаба ВВС США генерал Мерил Э. МакПик. По МакПику такое авиакрыло было способно выиграть войну без привлечения «посторонней» авиации, самостоятельно. Теория, однако, оказалась не совсем правильной. 1994 год стал в карьере В-1В в определенном смысле «историческим». Ранее В-1В дислоцировались на четырех авиабазах: Дайес, шт. Техас; Элссуорт, шт. Южная Дакота; МакКоннел, шт. Канзас и Гранд Фокс, шт. Северная Дакота. В 1994 г. было принято решение о закрытии базы Гранд Фокс и передаче базы МакКоннелл Национальной гвардии. До 1997 г. на вооружение 184-го авиакрыла Национальной гвардии штата Канзас и 116-го авиакрыла гвардии штата Джорджия планировалось передать 14 В-1В. В 1994 г. расформировали 384-е бомбардировочное авиакрыло; десять самолетов этого авиакрыла передали 127-й истребительной эскадрилье 184-й истребительной группы авиации Национальной гвардии штата Канзас (авиабаза МакКоннел), перевооружение этой эскадрильи с F-16C на В-1В завершилось в 1996 г. После перевооружения на В-1В группа и эскадрилья стали именоваться «бомбардировочными». Решение о перевооружении 116-й группы с F-15 на В-1В далось сложнее по политическим причинам: первый В-1В Национальная гвардия Джорджии получила лишь 1 апреля 1996 г.

Оглавление