Оглавление

B-1B012.jpg

Первый опытный экземпляр бомбардировщика В-1В

B-1B013.jpg

Четвертый опытный экземпляр самолета В-1А (76-0174)

Кардинальной переделке подверглась система аварийного покидания самолета. На В-1А экипаж покидал самолет в аварийной ситуации в катапультируемом спасательном модуле, как на F-111. В-1В получил традиционные катапультируемые кресла, катапультирование выполняется через люки в верхней части фюзеляжа. Спасение членов экипажа посредством модуля не обеспечивало должной безопасности: при жесткой посадке спасательного модуля старший летчик-испытатель фирмы Рокуэлл Т.Д. Бенифилд погиб, а майор Ричард Рейнольдс и капитан Отто Ваничек получили тяжелые ранения. На В-1В увеличен объем закабинного отсека, в котором размещено бортовое электронное оборудование.

Шпангоуты переднего отсека вооружения на В-1В сделаны подвижными для обеспечения возможности подвески авиационных средств поражения разного типа. Но на практике данная конструктивная особенность никогда не применялась, так как самолет согласно условиям договора ОСВ-1 утратил статус «тяжелого бомбардировщика» и «описывался» как носитель стратегических крылатых ракет. Советские инспектора периодически проверяли фиксацию шпангоутов в неподвижном положении.

ИСПЫТАНИЯ

Первый полет прототип В-1В, выполнил 23 марта 1983 г. В прототип был модернизирован второй В-1А (борт 74-0159). Второй В-1В, перестроенный из четвертого В-1А (76-0174), впервые поднялся в воздух 30 июля 1984 г. Оба прототипа представляли собой самолеты В-1А с установленными на них наступательными и оборонительными системами, разработанными для В-1В, при этом с четвертого В-1А демонтировали характерный для этой машины гаргрот. Четвертый В-1А после модернизации и перекраски внешне отличался от серийных В-1В лишь воздухозаборниками двигателей, стыком крыла с фюзеляжем и отсутствием окон в задней кабине. Для испытаний В-1В на базе Эдвардс сформировали специальное подразделение CTF (Combined Test Force). Помимо доработанных В-1А и В-1В в испытаниях были задействованы один F-111A, три F-111D, один F-111E, один YC-141A, один ВАС «One-Eleven», четыре F-106A, три F-106B, а фото- и видеоконтроль испытаний выполняли пять F-4C и пять F-4E. Работа БКО стратегического бомбардировщика апробировалась на двух F-15, имитировавших советские истребители.

Второй прототип В-1 А разбился 29 августа 1984 г. при испытаниях на сваливание. Балансировка самолета путем перекачки топлива из бака в бак производилась в ручном режиме, центр тяжести сместился слишком далеко к хвостовой части фюзеляжа, после чего самолет потерял управление. Спасательная капсула отделилась от планера успешно, но не сработал пироболт, высвобождающий парашютную систему капсулы. Надувные баллонеты несколько смягчили приземление капсулы, тем не менее, старший летчик-испытатель фирмы Рокуэлл Даг Бенефилд погиб, майор Ричард Рейнольдс и капитан Отто Ваничек получили тяжелые ранения. После катастрофы от использования спасательной капсулы на В-1В окончательно отказались, хотя сомнения в ее эффективности возникали и раньше.

B-1B014.jpg

Второй опытный экземпляр самолета В-1В (76-0174)

Оглавление