Оглавление

B-1B008.jpg

Третий опытный самолет В- 1А (серийный номер 74-0160)

B-1B009.jpg

Четвертый опытный самолет В- 1А (серийный номер 74-0174)

Надо сказать, что даже после начала летных испытаний В-1, поиск альтернативных вариантов «перспективного стратегического пилотируемого самолета» не прекратился. Относительно близкими к реализации считались три проекта. Первый — В-521 с четырьмя двигателями Пратт энд Уитни 2000 или Роллс-Ройс 535. Второй — FB-111Н, представлявший собой увеличенный в размерах F-1 1 1 с двигателями F101 (как на В-1). Третий — весьма необычный CMC (Cruise Missile Carrier) — носитель крылатых ракет на базе транспортного самолета Локхид С-5 «Гэлэкси» или Боинга 747, способный нести до 100 крылатых ракет. Объективно из этих трех проектов только один имел перспективу (и здравый смысл) — В-521, более того: вполне вероятно, что В-521 мог бы стать более эффективной, чем В-1 системой в конкретных геополитических условиях конца XX — начала XXI века. Однако в середине 70-х годы для прорыва сильной ПВО (понятно, что ПВО Советского Союза) требовался сверхзвуковой носитель, что и предопределило выбор в пользу В-1.

В апреле 1976 г. первый прототип впервые достиг скорости М=2, в сентябре 1976 г. В-1 успешно завершил этап летных испытаний, на котором имитировались типовые боевые вылеты стратегической авиации США. 2 декабря 1976 г. Пентагон и ВВС США объявили о грядущем запуске самолета в серийное производство, были подписаны контракты на постройку трех самолетов первой партии и восьми В-1 блок 2. Финансирование серийного производства включили в бюджет 1978 финансового года. В отношении будущего В-1, казалось, сомнений не осталось. Директор программы В-1 генерал-майор Дуглас Т. Нельсон выразил абсолютную уверенность в выполнении программы постройки 240 серийных бомбардировщиков, скромно отметив: «Не существует техники, способной помешать ему (В-1) прорваться к цели».

С технической точки зрения программа действительно развивалась очень успешно, проблемы (ожидаемые) доставляла в основном бортовая электроника. Иное дело — финансовый аспект. В 1970 г. стоимость одного бомбардировщика определялась в 40 млн. долл. США, в 1972 г. расчетная цена составила уже 45,6 миллионов, в 1975 г. — 70 миллионов. Цена 1975 г. произвела на пришедшего в Белый Дом президента Картера ошеломляющее впечатление (а кого сегодня удивишь стратегическим самолетом за столь «смешные» деньги?). В последний день 1 977 финансового года, 30 июня 1977 г., на пресс-конференции Картер лично объявил о своем решении прекратить финансирование программы В-1. Картер полагал достаточным иметь в стратегическом арсенале США атомные подводные лодки с баллистическими ракетами на борту, МБР шахтного базирования и модернизированные в носители крылатых ракет самолеты В-52. Картер особо отметил, что главным поводом прекращения программы В-1 послужила высокая стоимость одного самолета. Впрочем, у решения Картера имелось «двойное дно». Сказав «А» президент не сказал «Б». А ведь В-1 стал жертвой финансирования двух «черных» программ — F-117 и В-2. НИОКР по F-117 шли полным ходом, а по В-2 только начались. По назначению В-2 полностью дублировал В-1.

B-1B010.jpg

Рисунок самолета FB-111Н

Оглавление