Оглавление

An-12148.jpg An-12150.jpg

Погрузка десантной платформы с самоходкой АСУ-57 с помощью бортовых грузовых лебедок

Боевые машины десанта БМД-1 движутся для погрузки в Ан-12

An-12149.jpg

Погрузка техники и тяжелых грузов с помощью электрических лебедок БЛ-52

С помощью парашютно-десантных мешков и спецтары могла выполняться выброска грузов общим весом до 10 т, а посадочным способом - доставка разнообразной военной техники, включая зенитки калибром 37 мм и 57 мм, тяжелые 240-мм минометы, артиллерию калибра до 152 мм с тягачами АТ-Л. Со временем к ним прибавились самоходки СУ-85, некоторые типы колесных БТР и БРДМ, БМП-1 и БМП-2, однако вместимость и грузоподъемность Ан-12 ограничивали возможности доставкой одной боевой машины, и только посадочным способом. В то же время успех десанта напрямую зависел от огневой поддержки, особенно при высадке первой волны парашютистов Продолжительное время, до начала 70-х годов, единственной боевой машиной, приспособленной к воздушному десантированию, была легкая авиадесантная установка АСУ-57. При посадочном варианте Ан-12 мог принимать на борт до трех самоходок с расчетами и боекомплектом, при парашютном — только две. Однако, чтобы вписаться в заданную трехтонную массу и небольшие габариты, пришлось всемерно облегчать машину, сделав ее открытой и слабо защищенной. Боевая ценность «жестянки» 1948 года рождения, едва ли не самой слабой в своем классе, становилась сомнительной, что и послужило основанием для выдачи в 1965 году заказа на более мощную боевую машину, специализированную для использования ВДВ. В требованиях к боевой машине десанта (БМД), сочетавшей качества бронетранспортера и ударного средства, конкретно оговаривалась привязка к основному «средству доставки» - Ан-12, на борту которого должны были размещаться не менее двух машин, десантируемых парашютным способом. Среди современной бронетехники БМД-1 выглядели самыми легкими благодаря алюминиевому корпусу, но несли при этом мощнейшее вооружение из пушки, ПТУР и пулеметов. Кроме БМД-1, в начале 70-х годов на вооружение приняли унифицированные с ней десантный бронетранспортер БТР-Д и самоходную артустановку «Нона-С». Как и предусматривалось, Ан-12 мог нести две машины этих типов, тем самым мощь десанта при использовании того же числа самолетов возрастала вдвое. Правда, в кабине те размещались буквально впритык, не оставляя места для личного состава, однако для загрузки-выгрузки более габаритной СУ-85 и вовсе требовалось настоящее искусство. Для воздушного десантирования самоходки предназначалась специальная грузовая платформа П-16, однако на практике СУ-85 высаживали только посадочным способом ~ всё-таки машина весила 16 т, и без того входила в самолёт с трудом (достаточно сказать, что поперечный габарит самоходки равнялся 2970 мм при ширине грузовой кабины в районе шпангоутов 25-30, равной 3000 мм, и порядка 3100 мм в зоне грузолюка; тем самым просвет по краям грузолюка при её загрузке составлял всего 2-3 см, притом что загружать самоходку в самолёт нужно было задом, исключительно с помощью самолётных лебедок; выезжать гусеничная машина должна была своим ходом, хотя при этом механик-водитель толком не видел, «куда рулить», ориентируясь по командам ответственного за погрузку и выгрузку борттехника). Чтобы выиграть сантиметры при погрузке, с самолёта приходилось снимать даже створки грузолюка. СУ-85 входили в артиллерию дивизионного звена - в составе воздушно-десантных дивизий к концу 60-х годов имелось по три батареи самоходок с десятью машинами в каждой, штаты воздушно-десантных полков включали батарею легких АСУ-57 также из десяти орудий. Появление хорошо вооруженных БМД позволило насытить ими боевые порядки десантников на поле боя вплоть до ротного и взводного звена.

Оглавление