Оглавление

An-12109.jpg

Модуль для испытаний ВСУ на летающей лаборатории Ан-12М ЛЛ

An-12110.jpg

Летающая лаборатория Ан-12М ЛЛ использовалась при отработке системы подхвата грузов в воздухе.

Вторым шагом на пути развития космической техники стало создание многоместных космических кораблей серии «Восход». Заводом «Звезда» была разработана оригинальная система внутренней амортизации кресел, а в ЛИИ предложили использовать для замедления спуска аппарата перед касанием земли тормозной пороховой двигатель. Все эти новшества было испытаны и отработаны на ЛЛ и успешно внедрено в практику.

В дальнейшем ЛЛ Ан-12 использовалась для испытаний элементов спускаемого аппарата и системы аварийного спасения космических кораблей «Союз» и беспилотных возвращаемых космических аппаратов военного и гражданского назначения.

An-12111.jpg

Модуль для испытания катапультных кресел лаборатории Ан-12М ЛЛ. Установка запечатлена в положении для катапультирования вниз в условиях перевернутого полета

An-12112.jpg An-12113.jpg

Катапультирование с помощью сиденья К-36Д-3,5 с борта самолета Ан-12М ЛЛ

Установка катапультного кресла для испытаний на летающей лаборатории. Разметка на борту самолета служит для кинофотосъемки, трассологической экспертизы и оценки динамики отхода сиденья при отстреле

В начале семидесятых годов перед разработчиками средств аварийного покидания была поставлена задача обеспечить спасение летчика из практически любого пространственного положения, в том числе и вблизи земли. В итоге из нескольких проектов катапультных кресел было выбрано разработанное той же «Звездой» унифицированное К-36 для испытаний которого началась доработка нескольких летающих лабораторий. В целях опробования кресел в самых сложных случаях и, прежде всего, для испытаний катапультирования из самолетов с большим креном или в перевернутом положении был использован самолет-лаборатория Ан-12М ЛЛ.

На месте хвостовой башни был установлен модуль с катапультируемым креслом. Он мог вращаться сам относительно продольной оси, а кресло в нем — вдоль поперечной, обеспечивая реализацию различных условий эксперимента. На борту находилась разнообразная регистрирующая аппаратура. На этом же самолете испытывалось и вертолетное катапультное кресло К-37. Эта машина принимала участие и в программе для исследования подхвата объектов в воздухе и с земли. На той же машине в 1987 году на месте модуля с креслом устанавливалась поворотная кабина для испытания ВСУ самолетов.

Оглавление