Оглавление

An-12058.jpg

Испытания опытного образца Ан-12ПС. Под крылом самолета — крепления кинокамер, на бортах нанесена разметка для траекторной киносъемки сбрасываемых объектов

An-12057.jpg

Опытный Ан-12ПС на аэродроме Кировское под Феодосией, служившем базой проведения испытаний комплекса

Первой отечественной машиной подобного назначения стал заданный Постановлением Совмина от 16 декабря 1955 года самолет на базе доработанного бомбардировщика Ту-16 с радиоуправляемой спасательной авиационной лодкой "Архангельск". Но в итоге задача потребовала более глубокой разработки, и только спустя десять лет на снабжение морской авиации был принят спасательный комплекс "Фрегат" с самолетом Ту-16С и одноименным катером проекта 647, сбрасывавшимся с помощью однокупольной парашютной системы. Ту-16С представлял собой дооборудованный Ту-16Т (торпедоносец) с узлами подвески лодки, аппаратурой поиска и наведения. Для радиоуправления катером после приводнения, запуска его мотора и выведения непосредственно к терпящим бедствия служила аппаратура, состоявшая из передающей станции на самолете и приемной на катере. Легкая дюралюминиевая лодка массой 3430 кг оснащалась бензиновым мотором мощностью 33 л.с. и несла запасы еды и питьевой воды на трое суток, сохраняла мореходность при волнении моря до пяти баллов, а запас хода по топливу составлял 800 миль.

Однако военные были не очень довольны поступившей системой, опыт эксплуатации которой выявил ряд недостатков. Прежде всего, оказалось, что доставить спасательное средство в зону бедствия еще не значит выполнить задачу — точность парашютного сброса даже в безветренную погоду составляла сотни метров, и добраться до болтающегося на волнах даже неподалеку катера терпящим бедствие было не под силу. Плохие метеоусловия, штормовая погода и туман, обычно сопутствующие аварийной обстановке, делали визуальное радиоуправление катером и вовсе невозможным. Даже при спокойном море и ясной видимости, когда «Фрегат» удавалось подвести непосредственно к терпящим бедствие морякам, оказывалось, что физически ослабленные долгим пребыванием в море, особенно в северных широтах, люди самостоятельно не могут выбраться на его борт, нуждаясь в помощи спасателей (вопреки известной пословице, спасение утопающих является делом профессионалов). Впрочем, альтернативный вариант с параллельным десантированием катера и спасателей-парашютистов не являлся решением: разброс мест их приводнения был весьма велик и теперь уже самим спасателям нелегко было добраться до своего судна. Недостаточным считался и радиус действия системы, равный 2000 км (при этом взлетавший из Североморска самолет, в лучшем случае, мог достичь целей на траверзе Шпицбергена).

В итоге «Фрегат» так ни разу и не отметился какими-либо успехами в реальной обстановке, а едва ли не самым примечательным эпизодом е его биографии стало участие в советском военно-патриотическом боевике «Случай в квадрате 36-80», где наши спасатели выручали терпящий бедствие экипаж американской атомной подлодки. Любопытно, что при съемках из соображений секретности указано было не раскрывать возможность радиоуправления катером, и по ходу фильма следом за его сбросом с самолета на парашютах прыгал "экипаж лодки", в полете, видимо, скрывавшийся где-то в грузоотсеке.

An-12059.jpg

Спасательный катер «Ерш» буксируют к самолету

Оглавление